На верх

Деньги на бочку: сектор промышленной тары делает ставку на новые решения

Промышленные бочки всегда относилась к тем вещам, которые, помогая цепочке поставок функционировать как часы, сами остаются в тени. Да и сам рынок этой тары всегда отличался консерватизмом. Но кризис и его последствия внесли свои корректировки: теперь клиенты нуждаются в более современных и экономичных решениях для перевозки и хранения жидких грузов. А готовы ли это им предложить производители?

В этой статье мы попытаемся охватить все аспекты использования инновационных подходов к промышленной упаковке жидких продуктов в крупногабаритную тару. В частности, особое внимание будет уделено сравнению полиэтиленовых и металлических бочек с двумя сливными отверстиями вместимостью более 200 литров, т.к. данный вид бочек уже многие годы является признанным мировым стандартом промышленной упаковки для химической, нефтехимической и пищевой продукции.

История бочки

Бочка – пожалуй, один из самых древних видов тары на земле. Доподлинно неизвестно, кто создал первые бочки (тогда – деревянные), но наиболее ранние образцы, найденные в Северных Альпах, относятся к 3-2-му тысячелетию до н.э.

Многие века деревянная бочка служила надежным (и не всегда надежным) вместилищем для самых разных продуктов: в ней настаивали напитки, солили овощи и мясо, перевозили боеприпасы и ценные грузы. В XV веке появилась металлическая бочка. Новая тара была удобна для перевозки и хранения опасных грузов, но не очень хорошо «ладила» с продуктами питания. Тем не менее, время вплоть до середины XX века можно считать ее эпохой.

Ситуация изменилась с изобретением полиэтилена и запуском его в промышленное производство. Новый материал, легкий и устойчивый к химическому воздействию, удобный в эксплуатации, занял свое достойное место и в производстве бочек: в середине XX века началось изготовление тары из полимеров.

На данный момент все три вида бочек продолжают жить и находить своего потребителя. Но если деревянные бочки уже давно стали, скорее, данью традиции, и никто не думает перевозить в них продукты в промышленных масштабах, то металлические и пластиковые продолжают соперничать на одном и том же поле.

Что, порой, удивляет даже экспертов рынка.

А что на российском рынке?

В советский период бесспорное лидерство оставалось за металлической бочкой: альтернатив ей, как таковых, не было. Рынок производства промышленной тары для розлива был строго регламентирован, приоритетными направлениями были резервные запасы на случай чрезвычайных ситуаций, а также транспортировка различных видов грузов в дальние точки страны. Производились бочки, как правило, на заводах, продукция которых и паковалась в эту тару. Несмотря на немалое количество проблем – брак, коррозию металла и нарушение герметичности от ненадлежащей транспортировки – советский рынок производства металлических бочек был довольно масштабен и к концу 80-х годов оценивался в 2,5-3 млн. изделий. После распада СССР объем российского рынка уменьшился до 1 млн. в год и несколько лет находился в состоянии стагнации.

С общим ростом производства в стране стали появляться и новые виды транспортной тары – так, в конце 90-х годов были выпущены первые российские бочки из полиэтилена. Тогда же на российский рынок попали первые образцы крупногабаритных полиэтиленовых бочек от западных производителей. Они имели два сливных отверстия и вмещали в себя около 220 литров. Более легкие и неприхотливые, чем металлические, они смело могли бы завоевать рынок и успешно конкурировать с «традиционной» тарой, если бы не их высокая стоимость. Однако именно первые импортные полиэтиленовые бочки положили начало идеям о подобном, но более приемлемом по цене производстве в России и перераспределению рынка между двумя видами материалов, которое продолжается до сих пор.

По словам Гамлета Оганесяна, генерального директора ЗАО «Завод Тарных Изделий», одного из крупнейших игроков на рынке полимерной тары в России и СНГ, на сегодняшний день доля пластиковых бочек с двумя сливными отверстиями вместимостью более 220 литров составляет примерно 15% от общего количества используемых. «Эта доля более активно прирастала в период 2006-2008 годов, - объясняет г-н Оганесян. – В период кризиса темп роста рынка несколько снизился, но не остановился. Передовые заводы уже оценили преимущества полиэтиленовых бочек, в том числе - экономическую эффективность их применения. Многие производители, исторически применявшие тару из металла, постепенно включают полиэтиленовые бочки в свои закупки, а потом и полностью переходят на них. Преимущества этого вида тары очевидны и бесспорны, также как и экономия от его использования»

Тем не менее, проблемы сразу обозначились и на рынке тары из полиэтилена. Отношения производителей сырья с переработчиками в России всегда складывались непросто, и данный факт непосредственно коснулся и рынка полимерной тары. К сожалению, последние пять лет дефицит сырья стал носить систематический характер, возникая не реже двух раз в год. В результате многие компании-производители каждый раз оказываются не готовы к этому: возможно, по причине недостаточного опыта на рынке, либо частой смены поставщиков сырья в поисках самого дешевого, или же не будучи обеспеченными в полной мере складскими площадями для хранения запасов сырья. Вне зависимости от причин, страдают, прежде всего, клиенты, которым, вследствие отказа в продукции и в условиях угрозы срыва производства, приходится минимум дважды в год экстренно искать поставщиков, способных удовлетворить их потребности.

Но такая ситуация не означает полного отсутствия крупных и стабильных игроков на рынке полиэтиленовых бочек, а, наоборот, помогает определить наиболее устойчивых лидеров сегмента.

«Имея большой опыт работы на рынке химической продукции, мы можем по достоинству оценить преимущества пластиковых бочек, которые используем уже на протяжении 5 лет для фасовки ингибиторов коррозии, солеотложений, парафиноотложений, деэмульгаторов и других опасных химреагентов.Переход c металлических бочек на пластиковые бочки L-Ring позволил нам снизить затраты на упаковку опасных химреагентов более чем на 15%».

Э.Г. Сайфуллин, 
директор по производству 
российского отделения компании Master Chemicals

«На Заводе Тарных Изделий мы успешно решаем вопрос планомерных поставок сырья, опираясь на десятилетнюю историю работы напрямую с крупнейшими производителями в России,Европе и Азии, с которыми мы наладили партнерско-дружеские отношения, - рассказывает Гамлет Оганесян. - Благодаря нашим партнерам, а также организации бизнес-процессов внутри предприятия (бесперебойному производственному процессу, обеспеченности складскими площадями, отлаженной системе оптимизации расходования сырья, а также десятилетнему опыту сотрудников предприятия, позволяющему чувствовать рынок и прогнозировать его развитие), мы работаем стабильно».

Если говорить о конкуренции на рынке производителей бочек и, в особенности, бочек с двумя сливными отверстиями вместимостью более 200 литров, то картина выглядит так: на российском рынке можно наблюдать сразу несколько крупных производителей металлической крупногабаритной упаковки, в том числе - представительства зарубежных компаний, и единственного российского производителя полиэтиленовых бочек — расположенный в Самаре Завод Тарных Изделий, который выпускает бочки под названием L-Ring вместимостью 227 литров. С определенной периодичностью в сегменте полиэтиленовой упаковки (производство канистр, бочек-барабанов, бидонов) наблюдается появление мелких компаний, пробующих начать промышленное производство евротары, аналогичной продукции самарского завода. Эти компании в основном используют китайское и турецкое оборудование и не способны обеспечить надлежащее качество продукции (в том числе - из-за использования дешевого сырья, которое такие производители закупают или в целях экономии, или вынужденно, по причине невозможности применения более качественного сырья на своем оборудовании).

Итак, несмотря на активно растущую долю полиэтиленовых бочек и мнения экспертов, еще в начале 2000-х предрекавших металлической бочке уход навторой план на рынке транспортировки химических и пищевых продуктов, она не спешит следовать примеру своей деревянной предшественницы. Что помогает этому – экономические преимущества данного вида тары или привычки его заказчиков?

Металл и пластик: кто кого?

В качестве сравнения возьмем данные по стандартным бочкам с двумя сливными отверстиями вместимостью более 200 литров, изготовленным из металла и полиэтилена.

Одним из преимуществ металлических бочек, по мнению многих их потребителей, является цена. И действительно: бочка, произведенная по старинке, стоит дешевле пластиковой примерно на 20%. Однако этот факт относится лишь к стандартным металлическим бочкам без защитного покрытия, изготовленных из тонкого стального листа, в которых нельзя перевозить многие вещества. Нанесение такого покрытия на прочную бочку (толщина стенки от 1 мм) ведет к удорожанию бочки до уровня, сравнимого со стоимостью пластиковой бочки. Также при оценке затрат необходимо рассчитать стоимость полного цикла оборота тары, от закупки бочек у производителя до транспортировки расфасованной продукции конечным потребителям, либо - до вторичной переработки промышленной тары. Металлическая бочка с двумя сливными отверстиями весит в среднем от 15 до 23 кг, вмещая в себя от 200 до 216,5 литров продукта. Евробочка из полиэтилена при весе 8,5 кг может служить емкостью для 227 литров, что на 5-14% превышает вместимость металлической бочки. Таким образом, для перевозки одного и того же количества жидкости полиэтиленовых бочек требуется меньше. Причем в стандартные средства транспортировки (фуры, контейнеры, ж/д вагоны) помещается равное количество металлических и пластиковых бочек. Более выгодно расположение бочек из полиэтилена на складе: благодаря их небольшому весу и повышенной вместимости, можно существенно сократить затраты на хранение и логистику. Кроме того, процент производственного брака и выявленных в процессе эксплуатации протечек у полиэтиленовых бочек намного ниже, чем у металлических.

11.png

В пользу тары из полиэтилена говорит и «зеленый» аспект производства:123.png
ее можно как использовать вторично, так и перерабатывать.
 В силу широты возможностей применения бывших в употреблении бочек – от частного использования на садовых участках и в нуждах хозяйства до возврата в транспортную цепочку – их цена в 2-4 раз выше, чем у использованных металлических. По данным на 2010 год, пластиковую бочку можно продать за 350-500 рублей, тогда как за ее металлического конкурента предлагается 100-200 рублей. Также полиэтиленовую тару можно сдать на вторичную переработку, при этом средняя стоимость полиэтиленовой бочки составит 24 рубля за 1 кг, тогда как 1 кг металлолома стоит ориентировочно 2,5 рубля. Таким образом, сданная в утиль пластиковая бочка весом 8,5 кг принесет вам 204 рубля, а металлическая средним весом 17 кг - всего 42,5 рубля.

Основным минусом пластиковой тары всегда считалась хрупкость материала при пониженных температурах.

«Можем с уверенностью сказать, что пластиковые бочки L-Ring производства Завода Тарных Изделий вместимостью 227 литров представляют собой современное упаковочное решение для транспортировки и долговременного хранения выпускаемой нами продукции.Как показывает практика, они более стойки к физическим воздействиям, чем стальные, которые подвержены деформации и, как следствие, высокому риску разгерметизации. Такие характеристики полиэтиленовых бочек, как морозостойкость, теплостойкость, стабильно высокий класс чистоты, повышенная вместимость были в полной мере оценены как специалистами отдела качества, так и нашими клиентами. Легкость, возможность штабелирования в 3 яруса позволили значительно сократить затраты по сравнению с эксплуатацией металлических бочек».

Сафёлкин А.В., 
начальник отдела закупок ГК «МИРРИКО»

Но технологии не стоят на месте: так, бочка L-Ring производстваЗавода Тарных Изделий уже может выдерживать температуры до -50 градусов Цельсия и прошла успешные испытания в суровом климате российского Крайнего Севера. Что же касается очень жаркого климата, то тут преимущество тоже на стороне полиэтилена: железные бочки перегреваются, создавая риск для сохранности продукта, тогда как пластик более стоек к прямому воздействию солнечных лучей. Так, например, продукция, расфасованная в тару Завода Тарных Изделий, уже многие годы экспортируется в страны Юго-Восточной Азии, Индию иБразилию.

Но и пластиковые, и металлические бочки имеют ограничения к использованию. У последних их на данный момент больше. Стальные бочки без специального покрытия неприменимы для перевозки пищевых продуктов и многих химических веществ, тогда как в тару из полиэтилена можно фасовать практически все, исключая агрессивные вещества, вступающие в реакцию с полиэтиленом. «В остальном же полимерные бочки не уступают металлическим, а по многим показателям даже превосходят их, — объясняет Гамлет Оганесян. — Существует обширный перечень химических веществ, хранение которых в металлических бочках без специального покрытия запрещено. Пластиковые бочки, обладая высокой химической стойкостью, идеально подходят для перевозки и хранения таких агрессивных субстанций. Это подтверждается полученными сертификатами UN (ООН) на перевозку опасных грузов. Немаловажным качеством полиэтиленовых бочек является и то, что они способны обеспечить стабильно высокий класс чистоты фасуемого продукта, поэтому подходят для розлива особо чистых веществ. Хочется отдельно отметить, что описанные качества в полной мере присущи только изделиям, произведенным из качественного сырья и на качественном оборудовании. На своем производстве мы используем машины ведущих европейских производителей».

Немаловажную роль играет и дизайн промышленных бочек. «Компании, работающие в области химии и нефтехимии, и так испытывают большое давление со стороны общества и экологов, — считает Фил Пиз, глава британской Ассоциации производителей промышленной тары (IPA). — Поэтому производители тары, чтобы быть конкурентоспособными, должны создавать для них продукт, который является абсолютно надежным и демонстрирует это всем своим внешним видом, - каким опасным бы ни было его содержимое». В качестве подходящего под это определение «исходника» британцы рекомендуют именно полиэтиленовые бочки, которые и после длительных перевозок выглядят презентабельно.

Куда повернет спрос?

Таким образом, становится очевидно, что полиэтилен наносит металлу удар за ударом, оставляя в ведении последнего не такую уж большую область применения. В России этот процесс происходит медленнее, чем в Европе, в силу менее развитого экологического законодательства, исторической привязанности к металлической таре и проблем с полимерным сырьем. То, как будут меняться предпочтения российских потребителей промышленных бочек, покажет только время, но уже сейчас можно сказать, что тенденция к переходу на полиэтиленовую тару вполне обоснована экономически, и производителям этой тары есть, что предложить своим потенциальным клиентам.

По материалам сайта Unipack.ru

Похожие публикации
10.05.2006
Пластиковая тара уже давно с успехом используется во всём ми...
14.02.2008
На сегодняшний день существует несколько способов по избавле...
12.05.2010
Гамлет Маратович Оганесян, генеральный директор Завода Тарны...

		

Заказ звонка

*
*
Нажимая ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.
Положение о защите персональных данных